Встань перед Зеркалом Времён
И рассмотри в нём отраженье
Минувших лет со всех сторон
В остановившемся мгновенье...
Почувствуй, как бежит поток
Уже свершившихся событий,
Найди где истинный исток
Перевернувших мир открытий.
Понять попробуй, почему
Трудна дорога к совершенству,
И не случилось никому
Достигнуть на Земле блаженства…
Благих стремлений суета*
Не принесла весомой пользы,
Вкушенье горечи Плода**
Сомкнуло возвращенья кольца…***
Попытки силой обуздать
Душ мерзких низость – раболепство,
Бесстыдно стали покрывать
Тщеславного порока средства…
Ты устреми свой взор туда,
Где зарождалось мирозданье,
Когда прекрасная мечта
Вселялась в милые созданья.
Быть может, там найдёшь ответ,
Не искажённый отраженьем
Времён, хранящих свой секрет,
Вводя живущих в заблужденье…
* «Благими намерениями вымощена дорога в ад» – крылатое выражение, основанное на изречении из книги «Jacula prudentium» английского богослова XVII в. Джорджа Герберта «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
** Запретный плод – словосочетание, связанное с ветхозаветным сюжетом о грехопадении Адама и Евы после вкушения плодов древа познания добра и зла, которые находились под запретом Творца. Последствиями нарушения запрета стали повреждённость мироздания (природы) и человека, изгнание из рая, утрата доступа к древу жизни и смерть.
*** Вечное возвращение (в метафизике) — абсолютизация кругового движения в развитии, то есть вечное повторение. Согласно концепции итальянского философа Дж. Вико (1668 — 1744) всякий социум начинает с эпохи дикости, варварства, потом наступает цивилизационный период развития, затем происходит деградация и возвращение к стадии варварства и дикости. Концепция вечного возвращения разрабатывалась также в XIX веке Ф. Ницше. В концепции вечного возвращения метафизический момент абсолютизирует возвращение к одному и тому же состоянию, отказывается представлять развитие не циклично, а в виде спирали, то есть последовательности циклов, составляющих цепь развития. Таким образом, стремление человека следовать данной идеалистической концепции лишает его возможности понять, что каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов, что определяет единство поступательности и повторяемости в развитии; возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий.